Что хотел сказать автор

Таким вопросом в школе учат анализу прочитанных текстов, потому что вопрос "Что вы поняли из прочитанного" не заставит так активно шевелить извилинами, как попытка понять, что же там было написано автором. Зачем, как и о чём. Это упражнение, сочинение на тему "Что хотел сказать автор", нужно лишь для одной цели - обучения аналитическому мышлению, развитию когнитивных способностей ребёнка, внимательности и даже в некотором роде эмпатии. Ребёнок ставит себя на место автора произведения и пытается думать его головой. Прекрасный способ обучения детей, но совершенно бесполезное занятие для взрослых.

Мышление автора в процессе написания художественного произведения - очень мистическая вещь, смысл написанного для самого автора может меняться со временем радикально, причём читая своё произведение через много лет сам автор вдруг может осознать, что вся огромная глыба запутанной истории писалась ради одной личной и совершенно неприметной постороннему человеку строки, в которой заложена доминирующая эмоция, крик души. А тогда, много лет назад, автор был уверен, что пишет про пострелушки зелёных орков в далёкой-далёкой галактике.

Смысл произведения создаётся в момент прочтения. И каждое прочтение может создавать новые смыслы, опровергать старые, уточнять и отбрасывать теории, противоречить и соглашаться с выводами. Детское упражнение "Что хотел сказать автор" взрослому только мешает найти все ответы внутри себя. Не та книга хороша, в какую автор вложил понятную массе разных людей идею, а та, в которой масса уникальных личностей смогла найти свою. Книга - это прежде всего портал внутрь себя, а талантливый автор лишь мотивирует читателя всмотреться. Автор может подсказать эмоцию, идею, привлечь внимание к образу или создать песочницу, в которой на полную катушку развернётся сознание читающего. Читатель выбирает сторону конфликта, читатель любит и ненавидит героев, читатель решает - где справедливость, а где химера.

Дорогой читатель, не ищи автора в тексте, ищи в тексте себя. Люби, ненавидь, восхищайся и презирай, открывай новые смыслы и вычеркивай открытые ранее. Спорь со всем миром до хрипоты и, самое главное, шли лесом автора с его объяснениями. Он сам ни черта не понимает в том, что написал и каждый раз перечитывая свои художества - проживает новые смыслы.